Электровелосипед (смарт-байк) Airwheel R8 - Катить, не уставая


  • Источник: helpix.ru
  • Автор: Виктор Московский, 01.06.2018
  • Опубликовано с разрешения автора

Глава 1. Вступление

Мое повествование будет долгим и где-то даже нудным. Но иначе нельзя; ибо велосипед - это тот вид личного транспорта, с которым Вы полностью сливаетесь и превращаетесь в единое целое на всё время поездки. Ошибаться в выборе тут нельзя!

Хотя, кое-где этот отчёт будет "украшен" лирическими отступлениями.

Теперь - ближе к делу.

Инженерная мысль конструкторов электровелосипедов рождает модели, различные по своей функциональности. В результате появляются на свет электровелосипеды с разным соотношением между возможностью покрутить педали и возможностью ехать с помощью мотора.

Но вот наконец-то поклонники электротранспорта дождались универсального решения - электробайка Airwheel R8. Его универсальность заключается в возможности произвольного выбора режима катания: или на моторе, или ногами, или ногами с помощью от мотора, или мотором с помощью от ног.

airwheel_r8_right

Глава 2. Технические характеристики электровелосипеда Airwheel R8 и их анализ

Полностью все характеристики можно посмотреть на российском сайте производителя Airwheel.

Разбор характеристик начнём с ключевой - мощности мотора. Она составляет 235 ватт, то есть примерно 1/3 лошадиной силы (736 ватт).

Это, казалось бы, немного. На рынке присутствуют модели и с гораздо большей мощностью, 350... 500... 700 ватт и выше.

Но дело в том, что эти более мощные модели, согласно ПДД РФ, велосипедами уже не являются!!! Велосипедами являются модели с мощностью до 250 ватт, а велосипеды с более мощными моторами - это, согласно ПДД, уже не велосипеды, а мопеды; со всеми проистекающими отсюда юридическими последствиями. В частности, их владельцы уже обязаны иметь права на вождение (категория М), и притом иметь их при себе во время поездки. Кроме того, они обязаны ездить в застегнутом шлеме. Иначе в случае ДТП разговор с ними будет короткий, "по всей строгости", и притом не в их пользу.

Хотя, конечно, и на велосипеде тоже очень рекомендуется ездить в шлеме, но о технике безопасности мы еще поговорим.

Таким образом, мощность мотора нашего электровелосипеда - почти максимальная из разрешенных для велосипедов пределов.

Дальность поездки на электротяге заявлена в 20-25 км (как увидим далее, это не соответствует действительности - она гораздо больше!). Но у этого электровелосипеда есть еще возможность "помочь" мотору педалями, и тогда горизонты поездок станут еще шире.

Теперь обратим внимание на количество передач для катания "на педалях": их семь. Велосипеды с таким количеством передач производятся не для спортсменов, а просто для широкого круга велосипедистов, не претендующих на лавры "Тур де Франс". Тем не менее, этого достаточно, чтобы помощь велосипедиста мотору была действенной как на хороших дорогах, так и на проблемных (мягкий грунт, подъем в гору и т.п.).

Колеса у велосипеда имеют диаметр 26 дюймов с довольно глубоким протектором ("полуслики" на веложаргоне) - это уже принадлежность горных (внедорожных) велосипедов с возможностью езды по грунтам, пусть и не "тяжелым".

Но следующий пункт ТТХ велосипеда - жесткая передняя вилка ("ригид" на веложаргоне) - наоборот, является принадлежностью дорожных велосипедов.

Таким образом, велосипед будет пригоден для езды по грунтовкам, причем даже немного "вязким", а вот для езды по "тряским" маршрутам (крупная щебенка, тропинки с корнями деревьев) его использовать не рекомендуется.

Итак, если рассматривать наш электровелосипед как обычный велосипед, то он имеет черты как горного велосипеда, так и "продвинутого" 7-скоростного дорожного велосипеда, что позволит использовать электробайк во многих сценариях применения, кроме экстремальных.

Это был анализ характеристик устройства просто как велосипеда.

Теперь - о применении с использованием мотора.

Катание с применением мотора имеет три режима:

1. Передвижение только с помощью мотора. Через велокомпьютер можно выбрать один из 15-ти уровней мощности, обозначенных в 16-ричной системе цифрами от 1 до 9, и английскими буквами от A до H (самый высокий).

2. Передвижение на моторной тяге с возможностью помощи мотору "своими силами" (когда возникает такое желание или такая необходимость). Это - то же, что и предыдущий режим, но при этом Вы крутите педали и, тем самым, часть затрачиваемой на движение мощности берёте на себя.

3. Обратный режим - передвижение "своими силами" с определённым процентом помощи ездоку со стороны мотора (т.е. вращение педалей - обязательное условие этого режима, а процент помощи со стороны мотора задаётся настройками). Это - отдельный режим; в нём можно задать один из 10-ти уровней "помощи": от 0 до 9 (максимальный). То есть с шагом примерно в 10%.

Есть еще и четвертый режим - катание без включения мотора, как на обычном велосипеде. Для этого можно использовать предыдущий режим с нулевым уровнем помощи со стороны мотора. Либо можно совсем не включать блок управления, но тогда велокомпьютер не будет ничего показывать.

А перед этим рассмотрим детально конструкцию электровелосипеда Airwheel R8.

Глава 3. Конструкция электровелосипеда Airwheel R8

Осмотрим велосипед справа и слева (вид справа был в начале обзора):

airwheel_r8_left

Велосипед похож на обычные велосипеды, но с некоторыми отличиями в эстетике и в ходовой части.

По части эстетики надо отметить треугольную раму с закругленными углами, изготовленную из треугольной же (в разрезе) алюминиевой трубы.

Седло установлено на раме через "переходник" в виде блестящей металлической трубы, с помощью которой и регулируется высота седла.

Так выглядит само седло:

saddle

Седло - широкое; велосипедисты называют такие сёдла "диванами". Это - как раз то, что нужно любителям езды на велосипеде "без напряга".

В подседельном штыре (скрытом оранжевой гофрой) есть амортизатор, частично компенсирующий отсутствие подвеса в вилке руля.

Под седлом находится механизм регулировки его высоты и красный "маячок" прямоугольной формы.

center

С виду "маячок" похож на обычный пассивный катафот (отражатель); но на самом деле там расположены несколько рядов ярких красных светодиодов.

"Маячок" включается кнопкой на руле одновременно с передней фарой. Излучаемый свет - постоянный, не мигающий; но благодаря высокой яркости обеспечивается его хорошая заметность для окружающих участников дорожного движения (фото будет далее).

Передняя фара имеет конденсорную линзу с очень высокой выпуклостью.

headlight

Это позволяет направлять поток света преимущественно по направлению движения, а не рассеивать зазря в окружающем пространстве. В дневное время свет фары тоже будет помогать заметности велосипедиста на дороге.

Угол наклона фары можно регулировать; а питается она не от отдельного источника, а от ходового аккумулятора велосипеда.

Мотор электровелосипеда расположен на заднем колесе и выглядит как утолщение вокруг оси:

rear_wheel

Мотор - бесколлекторный (бесщеточный). Благодаря такой конструкции обеспечивается более высокий КПД электромотора, его долговечность и бесшумность. Кроме того, в этом же утолщении скрыт редукторный механизм с муфтой холостого хода, благодаря которой вращательный момент от мотора передаётся на колесо, а в обратную сторону - нет. То есть мотор никак не мешает вращению педалей велосипедистом, если велосипедист решит ехать своими силами.

На этой же фотографии (выше) видна 7-звёздочная кассета переключения скоростей и дисковый тормоз (на заднем плане на фото). Еще один дисковый тормоз расположен на переднем колесе:

front_wheel

Также здесь же надо отметить и особенность конструкции, потребовавшую доработки.

Как оказалось, цепь над задним "пером" рамы проходит слишком близко к нему и соударяется с ним при езде по кочкам, при прыжках с бордюров и прочем "нелинейном" движении. Для жизни и здоровья велосипедиста в этом ничего особо плохого нет, но звук соударения металла о металл был настолько неприятен, что я решил от этой неприятности избавиться.

Поиск в интернете по этому поводу показал, что ситуация эта - вполне типичная, и методы борьбы отработаны - от самых кустарных способов защиты "пера" и до промышленных специзделий. Возможные методы такие:
1. Обмотать "перо" изолентой.
2. Применить "цилиндрическую" накладку, охватывающую "перо" со всех сторон.
3. Применить липкую наклейку на верхнюю часть "пера" (с которой, собственно, и соударяется цепь).

Фотографии из интернета с первым методом (обмотать изолентой) были настолько неприглядны, что это можно назвать только "порнографией", и никак иначе. Пришлось от этого, пусть и простого метода, отказаться по эстетическим соображениям.

От второго метода тоже пришлось отказаться, так как под "пером" проходят прикрепленные к нему кабели, препятствующие штатной установке "цилиндрической" накладки.

Пришлось идти по 3-му методу - установки клейкой накладки. На ближайшем велорынке в Сокольниках (Москва) таковая нашлась по цене в 150 рублей. Так она выглядит в упаковке:

chainstay_protector

А так она выглядит после установки на верхнюю часть "пера", которая подвергалась соударениям:

nakladka_big

Таким способом эта проблема была решена окончательно и бесповоротно.

В центре электровелосипеда находится контроллерно-аккумуляторный блок; в нём находится и аккумуляторная батарея, и все схемы управления велосипедом.

С правой стороны блока расположен разъем для зарядки аккумулятора и кнопка включения блока:

controller_right

Все разъемы на кабелях - влагозащитные, а в месте выхода кабелей из блока имеется резиновое уплотнение.

С левой стороны блока находится разъем USB:

controller_left

Никакие данные через этот порт не передаются, он служит только для подзарядки личных гаджетов велосипедиста от велосипедного аккумулятора.

Этот блок можно снять, но дело это хлопотное. Придётся разъединить несколько разъемов (и сделать это очень аккуратно!), ослабить винт и отщелкнуть защелку. В связи с некоторой трудоемкостью этого процесса, для зарядки аккумулятора лучше не снимать этот блок, а подвести электричество ближе к нему, например, с помощью удлинителя.

Кстати, заметьте, что этот блок может быть препятствием для установки на велосипеде подрамной сумки (обычно в ней хранят велоинструмент, запасную камеру и т.п.).

На левой стороне руля находится рукоятка переднего тормоза и пара кнопок: включение освещения и подача звукового сигнала:

left_handle

Кнопка включения освещения включает сразу весь свет - и передний, и задний.

Динамик звукового сигнала расположен в задней части велофары. Звук он издаёт в виде простого гудка, не похожего на общепринятые для велосипедов сигналы. Это, к сожалению, мешает правильному опознанию другими участниками движения приближающегося средства транспорта как велосипеда.

На правой стороне руля обнаруживаем рукоятку заднего тормоза, велокомпьютер, а также переключатель скоростей и ручку подачи мощности на электромотор:

right_handle

Велокомпьютер здесь не "общегражданский", а изготовлен и настроен под данную модель электровелосипеда; с другими велокомпьютерами он никак не взаимозаменяем. Он не только показывает параметры движения (скорость, путь, заряд аккумулятора), но и управляет режимами движения велосипеда. Намекаю: портить и ломать его нельзя!

Ручка мощности расположена под велокомпьютером и имеет вид плоской пластины с черточками. Она добавляет мощность на мотор плавно: чем сильнее нажмёшь, тем больше мощность на моторе и, соответственно, скорость движения.

Далее - осматриваем педали:

pedal

Педали здесь - складывающиеся. Большого смысла в этом не вижу; но ладно, пусть будут.

Несколько слов о возможности установки крыльев на колёса (при необходимости).

На вилке переднего колеса и на верхнем "пере" задней части рамы находятся отверстия для закрепления крыльев. На вилке переднего колеса крыло придется прикручивать вместе с фарой.

Из-за разнообразия выпускаемых крыльев для велосипедов нужно будет покупать именно такие крылья, которые будут совместимы по размеру и способу крепления с данным велосипедом. Лучше прямо с велосипедом подъехать к веломагазину или велорынку (чтобы не ошибиться).

Что касается необходимости установки крыльев на колеса, то, как и для всех велосипедов, она определяется, исходя из характера предстоящих поездок.

Если Вы допускаете возможность поездок по влажным дорожкам, то считайте приобретение крыльев обязательным; иначе грязь с дорожек окажется на Вас самих.

В завершение главы - снимок принадлежностей, поставляемых вместе с электровелосипедом:

airwheel-r8-complect

Находящееся в этом комплекте зарядное устройство выдаёт ток 2 А при напряжении 42 В, длительность зарядки после полного разряда аккумулятора - чуть больше 3-х часов.

Глава 3. Тест-драйвы электровелосипеда Airwheel R8

Итак, в первом же выезде мне захотелось "выжать" из этого электровелосипеда максимум мощности и скорости, и я, установив предельный режим и "втопив" ручку мощности до отказа, ринулся в ближайший парк к озеру на купания, используя только силу мотора (без помощи ногами).

И вот что показала включенная на время этой велопрогулки навигационная программа в телефоне с хорошей навигацией (Sony):

hi-speed

Максимальная скорость (33,3 км/ч), показанная в навигаторе, конечно, относится к той части пути, которая шла под уклон.

На ровном месте максимальная скорость составила 28 км/ч (по велокомпьютеру).

Средняя скорость движения - 21,4 км/ч, что очень неплохо с учетом всех торможений на поворотах и замедления до 12-13 км/ч на подъемах.

Особо порадовало, что после этой "гонки" аккумулятор разрядился только на одно деление (из шести).

Таким образом, при поездках на небольшие расстояния электровелосипед вполне конкурентоспособен как с общественным транспортом, так и с личным автомобилем. Потери времени даже по сравнению с автомобилем могут составить лишь несколько минут, и то не всегда. При наличии "пробок" велосипед может оказаться даже в крупном выигрыше. ☺

После этой небольшой пробной спринтерской велопрогулки я приступил к генеральному испытанию: проверке полной дальности хода только на электромоторе, без помощи ног. Для электровелосипеда этот параметр - основной, всё остальное - вторично.

Для этого был выбран самый что ни есть "пафосный" маршрут, какой только может быть в столице, - по набережным в сторону Кремля! Честно говоря, не люблю я такие гламурно-пафосные места, где "улицы центральные, высокие и важные" (© из песни Ю. Антонова). Но захотелось посмотреть, как там всё выглядит перед ЧМ-2018 по футболу. Годом ранее там был ремонт страшного размаха.

Данный маршрут - почти идеален для такой проверки: можно ехать по незагруженному тротуару с небольшим перепадом высот по хорошему покрытию.

С целью экономии расхода аккумулятора скорость была выбрана умеренная - до 20 км/ч.

Маршрут прошел с заездом в парк "Музеон", где хранится знаменитый памятник идейному вдохновителю Госбезопасности - тов. Дзержинскому.

По ходу этого тест-драйва было сделано несколько фотоостановок. Сделанные фотографии можно рассматривать как "лирическое отступление" от этого сугубо технического отчета.

На набережной Яузы:

yauza

"Парящий мост" со смотровой площадкой над Москвой-рекой и пластиковые вечно цветущие деревья:

flying_bridge

Третьяковская галерея:

tretyakov_gallery

Селфи в фонтане:

people_in_the_fountain

Катание в фонтане:

man_in_the_fountain

И, наконец, "Железный Феликс":

dzerzhinsky

Теперь вернемся от лирики к физике.

Эту поездку я решил считать законченной, когда из-за разряда аккумулятора скорость упала до некомфортного значения в 12-14 км/ч. При этом велокомпьютер еще показывал уровень заряда в одно деление. Возможно, что до полной остановки можно было бы проехать еще пару километров, но это уже было бы слишком медленно и печально.

Итого, по велокомпьютеру дальность оказалась равной 36,8 км:

distant

И это - только с использованием мотора! Представляете, как можно повысить дальность, если помогать мотору ногами даже самым ленивым образом?!

Кстати, в этом заезде при измерении дальности оказалось невозможным ориентироваться на показания навигатора. Не хочу разводить здесь конспирологических теорий, но в районе Кремля на треке образовался явно видимый сбойный участок, который испортил и показания скорости, и дальности:

track_kremlin

Затем был проведен ночной тест-драйв по улицам и бульварам города. Сделано это было для оценки качества осветительного оборудования велосипеда.

Испытание показало хорошую пригодность электровелосипеда для ночных велопрогулок.

Передняя фара обеспечивала достаточную видимость дороги и препятствий на ней, а задний "маячок" обеспечивал хорошую заметность велосипеда на дороге для обеспечения безопасности велосипедиста.

night_ride

Еще один небольшой тест-драйв был проведен в режиме помощи мотора велосипедисту со средним коэффициентом помощи примерно в 50% (на уровне "5" из 9-ти возможных).

Оказалось, что такой режим хорош только при равномерном движении по дороге без перепадов высот. Дело в том, что автоматика велосипеда задаёт постоянный уровень помощи и "не видит" тех мест на дороге, где уровень помощи надо добавить (например, на подъеме в гору). В таких случаях полезно сменить режим электровелосипеда, или же просто добавить временно мощности, нажав на ручку "газа".

Глава 4. Итоги и выводы

Главный вывод: электровелосипед Airwheel R8 не только выполнил, но и перевыполнил заявленные производителем характеристики (в отношении дальности поездки на одной зарядке).

Также надо отметить очень небольшой вес в своей категории - среди полноразмерных электровелосипедов. В этой категории вес в 19,5 кг (т.е. ниже 20 кг) - это не много.

И, наконец, самая большая его ценность - полноценная функциональность всех заявленных режимов передвижения: без помощи мотора, с частичной помощью мотора, и только на моторе.

Есть ли у него недостатки?

По мелочам всегда можно найти, к чему "придраться", и в данном случае - тоже.

Во-первых, хотелось бы, чтобы у него был хотя бы передний подвес в виде амортизированной вилки переднего колеса - это повысило бы комфорт езды по неровным дорогам (особенно - с крупной щебёнкой).

Во-вторых, звуковой сигнал (простой гудок) - непривычен для окружающих как обозначение приближения именно велосипеда (хотя они и понимают, что что-то там "надвигается").

И, в-третьих, если владелец собирается ездить по неровным дорогам (что весьма вероятно, т.к. грунтовки и тропинки редко бывают ровными), надо первым делом приобрести и наклеить накладку на заднее нижнее "перо" рамы, чтобы звук от соударения цепи о раму не раздражал в поездке, особенно - в длительной.

В итоге, за все эти "минусы" с электробайка снимается один балл (большего они не заслуживают), общая оценка - 9 из 10 возможных.

Если говорить об области применения данного электровелосипеда - то он пригоден на всё, кроме экстремальной езды и экстремальных дорог.

С учетом того, что самый оптимальный режим его использования - это взаимопомощь ездока и мотора, на нём можно поехать на довольно большие расстояния: на работу, в парк, и даже на дачу! Разумеется, всё это - при наличии достаточно безопасных для велосипедистов дорог.

Преодоление расстояния с ним в 50-60 километров не представляет проблемы, при этом достаточно лишь ненапряжно подкручивать педали для разминки ног.

Из общих рекомендаций могу посоветовать помогать электромотору в трудных местах пути: на подъеме в гору и на "тяжелой" дороге. Кроме того, целесообразно стартовать с места кручением педалей, и только через 2-3 секунды запускать мотор; либо одновременно стартовать и с педалями, и с мотором. И (это важно!) не забывайте вовремя подкачивать шины: их проминание при езде может "съесть" значительную часть энергии.

Конечно, не забываем о технике безопасности. Правила дорожного движения не требуют от велосипедиста наличия прав на вождение, но они требуют знания правил дорожного движения!

Помимо обычной техники безопасности для велосипедистов (шлем, знание и выполнение ПДД), помним и о том, что данная модель будет лакомой добычей для воров. Не оставляйте этот электровелосипед без присмотра на неохраняемых территориях даже с противоугонным тросиком: наиболее "квалифицированные" воры уже научились решать эту проблему.