Ко мне на обзор прибыл интересный электробайк – Airwheel E3. Официально это устройство называется электровелосипедом, хотя педального привода у него нет. Функционально Airwheel E3 скорее относится к электросамокатам, однако рама у него велосипедная. Сразу вспомнились стихи Пушкина: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». Ну что же, познакомимся с новинкой поподробнее и постараемся сделать выводы.
Выглядит устройство Airwheel E3 оригинально, ничего похожего я не видел. Дело в том, что его основная особенность – это ультракомпактность в сложенном виде. Поэтому многие элементы конструкции очень необычны.
Компания-производитель характеризует E3 как «Smart E-Bike» – умный электровелосипед.
Алюминиевая рама состоит из двух кругов. Они соединены между собой складной петлёй.
Вилки обоих колёс представляют собой складывающиеся рычаги.
Руль, сиденье, подножки также складываются. Посмотрите, как Airwheel E3 выглядит в сложенном виде.
Вот такое маленькое устройство.
Теперь становится понятно, что это за «…не мышонок, не лягушка, а неведома зверюшка». Электробайк Airwheel E3 представляет собой складной самокат-велосипед. В разложенном виде он также компактен и похож скорее на детский велосипед. Высота при опущенном руле – 67 см, при максимально поднятом – 89 см. Высота от земли до сиденья – от 67 см до 75 см (сиденье регулируется). Длина велосипеда – 106 см. Ширина (по размаху руля) – 58 см. Масса Airwheel E3 – 12,5 кг. Рассчитан он на ездока весом до 100 кг, по габаритам – как на ребёнка, так и на взрослого.
Электровелосипед выпускается в двух цветах: чёрный и белый. Белый хорошо подойдёт для девушки, да и вообще, мне кажется, что он вообще по дизайну скорее женский, чем унисекс – видимо, вследствие миниатюрности. Хотя… не розовый же он, в конце концов.
Вид сверху.
Центральный узел складывания E3 – это петлевой механизм с фиксатором.
Колёсные вилки – рычаги особой формы. Для складывания/раскладывания здесь применены защёлки с контрящими винтовыми фиксаторами.
Амортизаторов у велосипеда нет.
Колёса – самокатные.
Переднее колесо – пневматическое 8-дюймовое (диаметр 200 мм, ширина 50 мм). Установлено на двух подшипниках, вращается хорошо, без усилия, ничего не люфтит. Диск у колеса разборный, состоит из двух половинок, скреплённых винтами. Для замены камеры необходима лишь пара ключей и почти никакого опыта.
Камера внутри стандартная 8-дюймовая, найти запасную не проблема. Накачивается она с помощью автомобильного компрессора либо велосипедного насоса через стандартный штуцер. Необходимо следить за давлением в колесе и своевременно подкачивать его до 2,5 атм. Это требуется для увеличения срока службы камеры, а также для комфортной езды на велосипеде.
Заднее колесо – электрическое мотор-колесо мощностью 300 Вт, имеет диаметр также 8 дюймов. Однако в отличие от переднего колеса, покрышка здесь не пневматическая, а цельнолитая. Она, конечно, более жёсткая, но зато её невозможно проколоть, и это хорошо, ведь на мотор-колесе поменять шину целая проблема.
Бесшумный бесколлекторный мотор здесь не очень мощный – всего 300 Вт, поэтому явных рывков при разгоне вы не ощутите. Он предназначен для плавных ускорений, что, в принципе, правильно, так как способствует безопасности. Да и микропрограмма контроллера устроена так, чтобы при движении не было никаких рывков и дёрганий. Ведь устойчивость E3 из-за маленьких колёс не такая хорошая, как на обычном велосипеде. И надо иметь в виду, что E3 – не для спортивных гонок, а для спокойной езды.
Несмотря на то, что мотор полностью защищён от попадания влаги, крыльев, уберегающих ездока от брызг при езде по лужам, нет. Увы, всё это расплата за компактное складывание.
На задней вилке также имеется подставка, позволяющая парковать Airwheel E3 на ровной поверхности. Не сказать чтобы подставка обеспечивала особую устойчивость, но тем не менее, на горизонтальной плоскости она работает.
Аккумулятор Airwheel E3 установлен на раме, прямо между ног водителя. В принципе, это расположение удобно – кнопка включения под рукой, 5-вольтовый USB-разъём, предназначенный для питания телефона или регистратора, также легкодоступен. Тянуться никуда не надо.
Аккумулятор я не разбирал, так как его корпус склеен герметиком, но исходя из заявленных производителем характеристик, можно сделать предположение, что он собран на 20-ти литиево-ионных элементах 18650 ёмкостью 3400 мА·ч производства Panasonic. В итоге аккумуляторная батарея обладает ёмкостью (зарядом) 6,8 А·ч, или 248 Вт·ч; рабочее напряжение 36 В, максимальное – 42 В. Вероятнее всего, данные элементы Panasonic хоть и имеют высокую ёмкость, но рассчитаны на меньшую отдачу тока, чем, например, в самокатах Airwheel Z3/Z3T/Z5, поэтому и мотор здесь менее мощный, и к тому же он слегка «придушен» программно.
Заряжается аккумулятор от сети 220 В с помощью комплектного зарядного устройства, имеющего параметры 42 В, 2 А, а полная зарядка занимает примерно 3 часа.
Помимо собственно элементов, в корпусе аккумулятора также содержится вся электроника электровелосипеда: плата контроля батарей, контроллер мотора, модуль Bluetooth и преобразователь напряжения в 5 вольт для разъёма USB и фары.
Аккумулятор здесь съёмный, что действительно удобно. Во-первых, чтобы зарядить его, не нужно тащить в дом весь электровелосипед. Во-вторых, в случае неисправности его гораздо легче чинить. В-третьих, теоретически можно купить дополнительный аккумулятор и увеличить дистанцию поездки вдвое. Правда, этот пункт чисто теоретический именно потому, что в продаже аккумуляторов (пока) нет.
Фиксатор аккумулятора особенно удивил: надо же было придумать такую штучку, которая и сама по себе имеет ещё один поворотный фиксатор.
Для извлечения аккумулятора необходимо отсоединить два кабеля, после чего сдвинуть влево.
Сиденье у E3 складное, состоит из двух круглых половинок – отдельно под каждую ягодицу. Обе части сиденья складываются и раскладываются благодаря подпружиненным втулкам. Очень удобно!
Оно не твёрдое, сделано из мягкого пластика. Форма, конечно, оригинальная, я такого ранее не встречал.
Вот привлекательная картинка, иллюстрирующая, что сиденье хорошо сочетается с женской попой.
Сиденье достаточно комфортное, хоть и отличается велосипедного. Но, конечно, рассчитано на неширокое седалище. Общая ширина сиденья 25 см, диаметр каждой части 12 см.
Для ног имеются две откидные алюминиевые подножки. Что же, это вполне привычное решение, ногам здесь нормально.
Теперь рассмотрим руль Airwheel E3. Его ручки, как нетрудно догадаться, также легко складываются.
Рукоятки выполнены из двухцветного полимера, форма эргономичная, с отливом под анатомию кисти.
На правой рукоятке находится блок управления мотором (курок газа), красная кнопка включения передней фары, и индикатор уровня заряда аккумуляторной батареи. Как и во всех других самокатах Airwheel, он имеет 3 светодиодных индикатора: при полном заряде горят все три диода, при 50% – жёлтый и красный, при 25% – красный, и ниже 10% не горит ничего. Всё это, конечно, очень приблизительно, особенно если учесть, что заряд проседает при ускорении, но примерное состояние понять можно.
На левой рукоятке расположена кнопка тормоза. В данной модели этот тормоз не механический, а электронный. То есть, при нажатии на кнопку происходит торможение электромотором, при этом вращение колеса интенсивно замедляется. И данный тормоз можно только похвалить, на Airwheel E3 он настроен правильно – то есть работает на грани блокировки колеса. Торможение очень эффективное даже на максимальной скорости. И при этом сохраняется устойчивость, так как колесо не блокируется и не идёт юзом. Причём чем выше исходная скорость, тем интенсивнее торможение. Прекрасно. Я даже не ожидал, что тормоз такой классный.
Единственный нюанс: как понятно, у электронного тормоза нет возможности регулировать интенсивность торможения, он может быть либо включён, либо выключен. То есть, при необходимости небольшого замедления нужно притормаживать кратким нажатием на кнопку. Это, впрочем, не вызывает особых неудобств, и после быстрого привыкания вы не почувствуете разницы в использовании, разве что начало торможения всё-таки происходит с рывком.
Также слева имеется простенький велосипедный звонок. Работает звонко несмотря на всю свою простоту.
Спереди на руле установлена фара – велофонарь со светодиодом Cree XM-L. Как было уже выяснено ранее, он потребляет около 7 Вт. По наклону фара не регулируется, так как установлена на довольно толстой скобе, но её угол наклона настроен оптимально, так что регулировка не требуется. Несмотря на то, что сзади у фары есть кнопка, включается свет всё-таки не ей, а красной кнопкой на правой рукоятке.
Светит фара хорошо, чётко освещая дорогу перед велосипедом на расстоянии 5-10 м.
У фары зеркальный гладкий отражатель, формирующий узкий центральный луч и небольшую боковую засветку.
Приборной панели у Airwheel E3 нет, вместо неё используется смартфон под управлением Android или iOS и приложение Airwheel, которое работает с электробайком по протоколу Bluetooth. Для установки смартфона в комплект входит магнитное крепление. Шарик с магнитным креплением привинчивается на руль.
А на заднюю часть телефона наклеивается металлический кружок.
Вот так всё и выглядит в итоге. Держится крепко, угол наклона и поворота свободно регулируется.
Приложение Airwheel позволяет просматривать такие параметры как текущая скорость, пробег, уровень заряда батареи, а также менее нужные данные как текущий ток, напряжение, время поездки и пр.
Максимальная скорость Airwheel E3 на горизонтальной поверхности составляет около 18-19 км/ч. Заявленные производителем 20 км/ч он никак не набирает даже на холостом ходу.
По этому параметру E3 чуть уступает самокатам Airwheel. Однако благодаря приложению Airwheel вы можете включить верхнюю, 16-ю скорость, при этом получите дополнительные 3 км/ч.
При этом E3 имеет в полтора раза более ёмкий аккумулятор, чем самокаты Airwheel: 6,8 А·ч, что позволяет проезжать до 25 км от одной зарядки! Это, понятно, при умеренной езде без особых горок. Конечно, вряд ли можно представить, что кто-то захочет ехать 3 часа непрерывно. Обычные поездки значительно короче. Но зато можно реже заряжать аккумулятор.
Как уже говорилось выше, у этой модели отсутствуют амортизаторы. Поэтому теоретически можно было бы ожидать «жёсткой» езды – но по факту это не так! Дело в том, что передняя вилка имеет довольно острый угол атаки, а расстояние (по сути – длина рычага) между передним колесом и сиденьем настоль велико, что практически никакие удары или эффекты от неровностей на сиденье не передаются. Вообще! Конечно, если просто взглянуть на конструкцию электробайка сбоку, то всё становится понятным и логичным. Правда, есть некий эффект от задней подвески – она всё-таки более жёсткая (там и колесо не надувное), и от неё тряска есть, но вполне терпимая. В общем, штурмовать небольшие бордюрчики можно смело – вы их даже не ощутите.
Мне кажется, разработчики и сами не ожидали, что велосипед получится нежёстким. Но это действительно факт.
К самой езде я придираться не буду. Ощущения, конечно, отличаются и от самокатных, и от велосипедных. Колёсики всё-таки маленькие, а центр посадки высокий, поэтому руль чуть подёргивается при езде. Это единственный элемент дискомфорта, который я ощутил. А в целом – Airwheel E3 едет неплохо, плавно ускоряется, хорошо тормозит. Маневренность тоже неплохая благодаря маленьким размерам. Правда, я бы не отказался от переднего механического тормоза, но увы, конструктивно для такого складывающегося байка это недостижимая мечта. Ну, и понятно, что этот велосипед предназначен только для асфальта, ни о какой внедорожности речь не идёт. Хотя по ровной земле немного проехать можно.
Кстати, ещё мне понравилась балансировка: центр тяжести байка находится под аккумулятором, то есть приподнимать Airwheel E3 нужно именно за кольцо рамы под батареей, второй рукой придерживая за руль. Это удобно.
А ещё у Airwheel E3 имеется одна штука, рассказ о которой я припас для финальной части обзора и которая мне безумно понравилась: это его фирменная сумка-чемодан для транспортировки!
У неё есть всё, что только нужно: и лямки для переноски, и выдвижная ручка, и колёсики с подставкой, и рюкзачные лямки. Даже три объёмных кармана есть! Этот чемодан можно использовать и отдельно от E3 как дорожную сумку.
В сложенном виде электробайк компактно упаковывается вовнутрь.
Бери да неси.
В багажнике Airwheel E3 занимает минимальный объём.
В общем, сумка у меня вызвала большой восторг.
Своё отношение к устройствам я всегда определяю по эмоциям, которые они вызывают. Я больше всего люблю электросамокаты. На Airwheel E3, сев за руль, я ехал улыбаясь – мне было прикольно. Это был не восторг, но само ощущение езды оказалось забавным. Каких-то бросающихся в глаза косяков в этом электробайке за время теста я не обнаружил – кроме, пожалуй, чуть трясущегося руля, о чём я уже писал выше.
Наконец надо сделать выводы. Airwheel E3 не заменит электросамокат, не заменит электровелосипед. Это оригинальное устройство, предназначенное для спокойной езды по асфальтовому покрытию. Благодаря максимальной компактности в сложенном виде его можно брать с собой в поездки на автомобиле с любым багажником. E3 как бы ещё не велосипед, но уже и не самокат. Если у вас есть необходимость проезжать по 5-10 км в день и делать это сидя, а не стоя, то Airwheel E3 вполне может претендовать на выбор его в качестве транспортного средства.